1)Тяжелый танк ИС-2М В 1957 году, в ходе капитального ремонта танков ИС-2, был проведен ряд конструктивных изменений с целью продления их срока службы и унификации ряда узлов и агрегатов с узлами и агрегатами других, более современных, танков. Танк получнный в ходе модернизации в дальнейшем именовался ИС-2М. 2)ИС-2М отличался измененной конструкцией башни, увеличенным до 35 выстрелов боекомплектом пушки, отсутствием кормового башенного пулемета (вместо него размещался дополнительный вентилятор), противопожарным оборудованием, установкой двигателя В-54К-ИС мощностью 382 кВт (520 л.с.) с электростартером, форсуночным подогревателем НИКС-1, электрическим маслозакачивающим насосом МЗН-2 и воздухоочистителем ВТИ-2 с отсосом пыли из бункеров. В моторно-трансмиссионном отделении установили усиленный подмоторный постамент и новые опоры коробки передач. Новая коробка передач, с масляным насосом и системой охлаждения масла, жестко крепленилась на задней опоре. Планетарные механизмы поворота соединялись с несущими дисками бортовых редукторов с помощью полужесткого соединения. В ходовой части устанавливались новые опорные катки и направляющие колеса с нерегулируемыми подшипниками. Количество аккумуляторных батарей увеличено с двух до четырех. В качестве средств связи использовалась радиостанция Р-113. Общая емкость топливных баков увеличена до 880 л за счет введения дополнительного бака. Все дополнительные баки были включены в систему питания топливом. У механика-водителя устанавливался ночной прибор ТВН-2. Внешний вид танка изменился за счет появления бортовых бункеров и крыльев новой формы. На танк устанавливались большие дымовые шашки БДШ с электрозапалами. Масса ИС-2М возросла до 48 тонн, но скорость за счет улучшенной трансмиссии увеличилась до 40 км/ч. 3)ИС-4 Тяжелый танк ИС-4 В 1944 году на базе тяжелого танка ИС-3 началась разработка тяжелого танка для завершающего этапа войны. Новый танк получил наименование "Объект 701". В 1947 году "Объект 701" обозначение ИС-4 и был принят на вооружение Советской Армии. Серийно выпускался с 1947 по 1948 годы. Всего, за этот период, было изготовлено около 250 танков. Танк имел сварной корпус повышенной прочности и литую башню с переменной толщиной брони. Вооружение состояло из 122-мм пушки, спаренного с ней 12,7-мм пулемета и зенитного 12,7-мм пулемета, закрепленного на турели люка заряжающего. Трансмиссия - планетарная, с оригинальным механизмом поворота и мультипликаторами. Подвеска - индивидуальная, торсионная. В ходе эксплуатации выяснилось, что масса танка превышала грузоподъемность большинства мостов и транспортных средств. Кроме того, выявилась недостаточная надежность отдельных узлов трансмиссии 5)Тяжелый танк Т-10МТяжелый танк Т-10М представлял собой усовершенствованный танк Т-10Б и при проектировании имел обозначение "Объект 272". Он был разработан в Ленинграде конструкторским бюро под руководством Ж.Я. Котина и принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 26.09.1957 г. Серийное производство танка осуществлялось в Ленинграде и Челябинске с 1958 г. по 1966 г. Серийные танки Челябинского Кировского завода имели некоторые конструктивные изменения и обозначались индексом "Объект 734". Оригинальными конструкторскими решениями были: установка прицела наводчика с независимой стабилизацией поля зрения, системы ПАЗ, термодымовой аппаратуры ТДА и оборудования для подводного вождения. Танк был вооружен новой 122-мм нарезной пушкой М62-Т2 высокой баллистики и 14,5-мм спаренным пулеметом КПВТ. Крупнокалиберный пулемет мог использоваться как пристрелочный. С 1959 г. каждый пятый танк оснащался зенитным пулеметом КПВТ. Пушка имела двухплоскостной стабилизатор "Ливень", а прицел Т2С наводчика - независимую стабилизацию поля зрения. В состав боекомплекта пушки тяжелого танка входили новые по тому времени типы боеприпасов - бронебойно-кумулятивные снаряды, а с 1967 г. - бронебойно-подкалиберные снаряды с начальной скоростью 1600 м/с. Кумулятивный снаряд пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, а бронебойно-подкалиберный - 320 мм на дальности 2000 м. Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения. Было усилено бронирование башни танка. Максимальная толщина брони в ее лобовой части была увеличена до 250 мм. Благодаря более мощному двигателю В-12-6 танк имел такую же максимальную скорость, как и послевоенные средние танки, принятые на вооружение. Увеличен запас возимого топлива на 400 л за счет установки двух топливных баков на кормовой части корпуса. Были введены ножная педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов было увеличено до 6, а динамический ход опорного катка возрос со 144 мм до 172 мм. Танк имел систему ПАЗ и был оснащен термодымовой аппаратурой ТДА. В качестве средств связи использовалась радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120. С декабря 1962 г. в танке устанавливалась более простая по конструкции и в изготовлении механическая трансмиссия. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие размеры, позволившие дополнительно разместить в забронированном объеме 100 л топлива. Первоначально она была разработана в качестве резервного варианта. Танк Т-10М с этой трансмиссией имел обозначение "Объект 709". В состав трансмиссии входили: главный фрикцион, 6-скоростная механическая коробка передач, механизм поворота типа ЗК и бортовые редукторы. Однако наличие главного фрикциона сухого трения несколько снижало эксплуатационную надежность трансмиссии. С 1963 г. на танке устанавливалось оборудование для подводного вождения, позволявшее преодолевать водные преграды глубиной до 5 м без ограничения их ширины по условиям работы двигателя, а с 1964 г. была введена автоматическая система ППО с огнетушащим составом "3,5". На базе Т-10М были созданы командирский танк Т-10МК и опытный танк "Объект 282" с управляемым ракетным вооружением. Командирский танк, созданный в 1962 г., отличался наличием дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 и бензоэлектрического зарядного агрегата. Боекомплект к пушке был уменьшен на 8 выстрелов для размещения дополнительной радиостанции и составлял 22 выстрела. Дальность связи при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме - 40 км. В конце 50-х годов конструкторским бюро под руководством Ж.Я. Котина в Ленинграде на базе танка Т-10М был разработан опытный тяжелый танк с ПТУР. Смонтированная снаружи в кормовой части башни пусковая установка для ПТУР "Малютка" представляла собой трубчатую раму с тремя направляющими, которая была оснащена механизмом подъема с электроприводом. С помощью следящей системы электропривода осуществлялось согласование углов наведения пусковой установки и линии прицеливания штатного прицела наводчика. В состав боекомплекта входило 6 ПТУР
union.4bb.ru
|