15 января в World of Tanks стартовали Личные боевые задачи (или
ЛБЗ) – давно обсуждаемое и долгожданное нововведение, которое
призвано разнообразить нашу с вами игру, сделать ее еще интереснее
и увлекательнее. Выполняя ЛБЗ, игроки могут получить массу малых и
больших наград, но самая главная и желанная из них – это советский
тяжелый танк X уровня Объект
260 обр. 1945 года.
Что это за зверь, на что он способен и имеет ли он право вообще
занимать место в игре? Давайте посмотрим на него вместе и попробуем
ответить на все эти вопросы.
Немного историчности
Вторая мировая война показала, что тяжелобронированные танки
прорыва с мощным вооружением – это грозная сила, способная
переломить ход боя. Поэтому и во время войны, и уже после Победы
советские конструкторы работали над созданием все более совершенных
тяжелых танков, которые должны были в будущем стать основой
бронетанковых войск. И кульминацией этой работы стал знаменитый и
любимый игроками WoT тяжелый танк ИС-7, созданный Кировским заводом
(Ленинград) под руководством конструктора Н.Ф. Шашмурина.
Однако путь к «Семерке» был долгим и непростым. Конструкторы
прорабатывали несколько вариантов нового танка, в проекты которого
закладывались какие-то интересные решения. Самым первым и наиболее
проработанным проектом стал Объект 260 – его чертежи были закончены
уже в сентябре 1945 года, однако дальше деревянного макета этот
проект не пошел. Уже на стадии проектирования стало понятно, что
танк в таком виде производить серийно нельзя, его нужно серьезно
дорабатывать.
Поэтому в период с 1945 по 1947 год было разработано множество
проектов (Объект 260 обр. 1946 г., Объект 257, Объект 258 и Объект
259), а в 1949 году было выпущено даже 6 предсерийных машин. Но
ИС-7 так в серию и не пошел, хотя и стал базой для новейших
советских танков конца 40-х – начала 50-х годов.
А Объект 260 образца 1945 года в виде проекта и деревянного
макета (который был разобран и до наших дней не сохранился) из
реальности перекочевал в нашу игру. И несмотря на то, что Объект
260 и ИС-7 – это однояйцевые близнецы, в игре они имеют не слишком
много общего.
Игровые характеристики и параметры
Итак, что собой представляет Объект 260 обр. 1945 года? Давайте
посмотрим на его основные характеристики:
- Прочность – 2100 HP;
- Мощность двигателя – 1200 л.с.;
- Масса – 61,3 т (максимальная – 70,95 т);
- Обзор – 400 м;
- Максимальная скорость – 60 км/ч вперед, 15 км/ч назад;
- Урон в минуту – 2297;
- Бронирование корпуса (лоб/борта/корма) – 150/150/70;
- Бронирование башни (лоб/борта/корма) – 350/240/100.
Экипаж танка – 4 человека, в него входит командир, наводчик,
механик-водитель и заряжающий. Точно такой же экипаж имеет и ИС-4
(у ИС-7 экипаж состоит из 5 членов), что является неплохим
преимуществом – экипаж с ИС-4 без проблем пересаживается на
Объект 260, а значит, его можно быстрее прокачивать.
Как нетрудно заметить, новый танк по многим параметрам очень
похож на ИС-7. И действительно – у обеих машин идентичный корпус
(хотя есть и особенности, о которых чуть ниже) и схожи многие
игровые параметры. Однако башня, двигатель, орудие – все эти модули
совершенно иные, и забегая вперед скажем, что именно они дают
Объекту 260 массу преимуществ перед «Семеркой».
Осмотрим Объект
260 более пристальным взглядом, и попробуем оценить его игровые
характеристики.
Броневая защита
Как уже было сказано, новая машина имеет тот же корпус, что и
ИС-7 – это характерный «щучий нос», мощные борта, которые
дополнительно прикрываются фальшбортами (привет кумулятивным
снарядам!), и довольно слабая корма. Схема бронирования корпуса
имеет несколько особенностей:
- «Щучий нос» образован тремя броневыми листами толщиной по 150
мм (приведенная броня в зависимости от положения противника
достигает 250 – 350 мм);
- Сварной шов между НЛД и ВЛД также имеет толщину 150 мм, хотя в
ИС-7 эта полоска имеет толщину аж в 270 мм;
- Верхняя часть бортов сварена из листов толщиной 150 мм, за
гусеницами толщина листов – только 100 мм;
- Корма имеет довольно рикошетные наклоны (хотя и защищают только
от орудий калибром менее 100 мм).
Башня Объекта
260 кардинально отличается от башни ИС-7 и больше напоминает
башню ИС-4. Схема ее бронирование тоже имеет несколько интересных
особенностей:
- Толщина брони во лбу достигает 350 мм, причем полоска такой
толщины слегка заходит на борта башни, поэтому высока вероятность
непробития башни даже в борт. В передней части дополнительную
защиту образует маска орудия;
- Толщина брони в бортах башни – 240 мм, и плавно убывает к крыше
и к корме;
- Толщина брони в корме башни – целых 100 мм, что довольно
прилично.
Но эта башня имеет и общий недостаток всех советских башен –
практически незащищенная крыша. От этого зачастую страдает ИС-4,
однако Объект
260 несколько выше, поэтому вероятность попадания снаряда в
крышу башни, особенно в клинче, здесь значительно ниже.
Итак, можно ли назвать этот танк хорошо бронированным?
Безусловно, можно. Его «щучий нос» и крепкая башня не раз спасут
экипаж во время боя, да и бортовая броня сможет хорошо отбивать и
«проглатывать» снаряды противников. Приведенная толщина брони в
передней части корпуса позволяет уверенно отбивать снаряды очень
многих одноуровневых танков, да и бортовое бронирование с
фальшбортами доставит проблем противнику.
Однако здесь есть одна особенность, которая с введением новых
правил рикошета не раз разочарует игрока. Особенность эта
заключается в неудачной форме передней части башни, которая
способствует рикошету снарядов прямо в крышу корпуса. Снаряд,
попавший в нижнюю часть башни, прямо под маску (такое имеет место
быть, если противник находится несколько ниже, например – под
горой), имеет все шансы отрикошетить и с полным уроном пробить
корпус. Так что следует поберечь эту опасную зону.
Огневая мощь
Объект
260 комплектуется новым для игры орудием БЛ-13-1 с довольно
интересными характеристиками:
- Калибр – 122 мм;
- Основной снаряд – подкалиберный (!);
- Пробитие (подкалиберный/кумулятивный/ОФ) – 260/340/68;
- Средний урон (подкалиберный/кумулятивный/ОФ) –
440/440/530;
- Урон в минуту – 2297;
- Базовое время перезарядки – 11,5 секунд (5,22 выстрела в
минуту);
- Разброс – 0,36 м/100 м;
- Время сведения – 2,5 с;
- Углы вертикальной наводки – 15/-5 градусов;
- Боекомплект – 30 снарядов.
Как нетрудно заметить, это орудие более точное, пробивное и
скорострельное, а потому и более комфортное для игры, чем орудие
ИС-7 и ИС-4. Но самое главное заключается в основном снаряде –
здесь он подкалиберный, что вообще не характерно для тяжелых
танков. Чем хорош подкалибер? Как минимум двумя вещами:
- Хорошее пробитие – 260 мм против 250 мм у основного ББ-снаряда
ИС-7;
- Высокая скорость полета – 1259 м/с против 900 м/с ББ-снаряда
ИС-7.
С такими параметрами орудия Объект 260 становится грозным
противником. При игре на нем не нужно долго ждать перезарядки и
сведения, а самое главное – при выстреле по движущимся целям
незачем брать большого упреждения. Кроме того, скорость поворота
башни достигает 26 град./с, что на целый градус быстрее, чем у
ИС-7. Все, как в лучших традициях средних танков!
А как же на счет недостатков? У орудия их практически нет, разве
только меньший по сравнению с орудием ИС-7 средний урон – 440 очков
у БЛ-13-1 против 490 у С-70. Но удивляться здесь не стоит, потому
что орудия имеют разный калибр.
Подвижность и скрытые параметры
Подвижность и маневренность – еще две сильные стороны Объекта
260. Как, и здесь он лучше, чем ИС-7?! Невероятно, но факт!
Танк может порадовать нас весьма интересными характеристиками,
главная из которых – удельная мощность в целых 19,58 л.с./т. О чем
это говорит? Чтобы понять это, нужно вспомнить удельную мощность
ИС-7 – она составляет всего 15,4 л.с./т. А выводы отсюда очень
простые – Объект
260 быстрее набирает максимальную скорость, он более динамичный
и маневренный.
Что касается скоростных характеристик, то у танка с ними тоже
все отлично. Максимальная скорость 60 км/ч – это даже лучше, чем у
многих средних танков! Конечно, с советскими СТ X уровня он
соревноваться не может, но большинство американских, японских и
китайских средних танков VIII, IX и X уровней будут, что
называется, глотать пыль за кормой Объекта
260. Но справедливости ради нужно сказать, что СТ за счет
меньшей массы более маневренные и быстрее набирают скорость,
поэтому на коротких дистанциях с ними не по соревнуешься.
Высокая максималка – это как минимум две возможности:
- Быстрое занятие ключевых позиций на карте в начале боя;
- Отличное оружие против слабобронированных танков – скорость 60
км/ч при весе почти 71 тонна дает возможность уничтожать легкие
танки и наносить серьезные повреждения средним танкам без единого
выстрела!
Здесь обязательно нужно отметить и такие скрытые параметры, как
сопротивление грунтам – в целом у Объекта 260 они ниже, чем у ИС-7
(за исключением твердых грунтов – на них оба танка чувствуют себя
одинаково). Это значит, что Объект 260 быстрее наберет скорость в
болоте и в песках, он более поворотлив и не заставит яростно
вжимать кнопку в клавиатуру при маневрах на вязких грунтах.
Тактики и стратегии
Как играть на Объекте 260? На первый взгляд может показаться,
что ему подходит стандартная тактика игры на тяжелых танках –
занимать позиции, давить или держать направление, набивать урон и
быть грушей для битья. Однако в действительности все не совсем так.
Объект
260 – это быстрый танк прорыва с хорошим орудием, и ему больше
всего подходит тактика игры в стиле средних танков. Да, именно так!
Ведь машина может быстро занимать важные позиции, при желании
менять фланг, заезжать противнику в корму и выполнять множество
других вещей. А неплохая броневая защита буде оказывать в этом
очень хорошую помощь.
Однако всегда стоит помнить несколько особенностей:
- Склонение орудия не слишком хорошее (вниз 5 градусов), поэтому
из-за холмов, как это можно делать на многих американских или
японских средних танках, на Объекте
260 играть эффективно не получится;
- Орудие обладает довольно малой прочностью, поэтому оно часто
повреждается при попадании снарядов противника – поэтому лучше
поберечь ремкомплект до действительно важного и критического
момента;
- Снаряды даже с не самым высоким уроном наносят урон при
попадании под маску башни и при рикошете от башни в крышу корпуса –
поэтому следует пореже выезжать на противника с горки;
- Корпус и башня танка имеют немалые габариты, поэтому являются
хорошей целью – не нужно стоять на месте и давать противнику
возможность выцеливать слабые зоны, постоянное движение спасет от
ненужного урона;
- Крыша башни пробивается всеми танками, с которыми придется
встречаться в боях, поэтому ее стоит поберечь.
Помнить о слабых сторонах, играть агрессивно и напористо, и
использовать ключевые преимущества – вот та тактика, которая
приводит к победе на Объекте
260. Она настолько же проста, насколько и эффективна.
Что
в итоге?
Наверняка, вы уже сами сделали все выводы, но мы все равно
рискнем их озвучить.
Если говорить кратко, Объект 260 обр. 1945 г. – это интересный
тяжелый танк, который способен противостоять большинству своих
«одноклассников», и наводить немало шуму в бою. По всем параметрам
он лучше своего исторического «потомка» ИС-7, и даже в текущем виде
подходит на роль машины XI уровня. Эдакий «Супердед», который
являет собой вершину и квинтэссенцию всей тяжелой техники советской
ветки развития.
С точки зрения игрока этот танк очень комфортен (за счет
динамики, брони и орудия), довольно прост в игре и доставляет куда
большее удовольствие, чем ИС-7 или ИС-4. Это очень важный момент,
который больше всего и привлекает в данной машине.
Но почему разработчики решились выпустить такую машину на волю?
Нет ли здесь риска, что Объект
260 станет настоящей «имбой» и вызовет недовольство со стороны
игроков?
Это вряд ли случится, и по очень простой причине. Объект
260 лишь кажется таким легкодоступным, как StuG IV – в
действительности получить его будет крайне тяжело и затратно по
времени. Подтверждает это и статистика: всего через месяц после
запуска ЛБЗ StuG IV выкачали уже свыше 105 тысяч игроков, T28
Concept – 5,6 тысяч человек, Т-55А – единицы, а Объект
260 – по слухам только один-единственный игрок! Значит, в
рандоме эта машина даже через несколько месяцев будет встречаться
крайне редко, и не будет оказывать заметного влияния на баланс.
А для игроков, которые ценой неимоверных усилий, затрат времени
и удачи завладели Объектом
260, эта машина станет не только великолепным подарком за
скилл, но и настоящей отдушиной для приятной и комфортной игры. А
что еще нужно от хорошего танка?
Автор статьи Антон Малютин